Набор в первые классы

Документы

Правила приема граждан в школу   Просмотреть
Инструкция по регистрации заявления в первый класс на Портале образовательных услуг Томской области   Просмотреть
Приказ об организации приема в первые классы   Просмотреть
Прием в первый класс: необходимые документы   Просмотреть
Прием в первый класс: памятка   Просмотреть
Территория, закрепленная за школой   Просмотреть
График работы приемной комиссии   Просмотреть
Прием в первый класс: бланк заявления   Просмотреть

Родителям будущих первоклассников!

Уважаемые родители, предлагаем Вам заранее ознакомиться с программами обучения, которые реализует наша Школа. Заочное знакомство поможет Вам определиться с выбором технологии обучения.

Система Развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

В настоящее время в образовании особый интерес вызывает педагогическая технология Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Такое внимание к данной системе связано, прежде всего, с тем, что она полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС) и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации (обновления) российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, качеств, которые обеспечивают способность реализовывать свои возможности в меняющихся социально-экономических условиях.

В основу образовательной системы Эльконина—Давыдова были положены изменения, которые обеспечивают достижение учащимися требуемых качеств:

  • уход от репродуктивного способа обучения (учитель сказал, а ты повтори) и переход к деятельностной педагогике (делаю сам и учусь);
  • новое предметное содержание, из которого исключается большое количество частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство традиционных программ;
  • решение личностно значимых задач ребенка, часто не связанных напрямую с учебой в школе;
  • переход на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися.

Именно эти изменения позволяют становлению «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современного общества.

Основной целью начального этапа развивающего обучения является формирование навыков учебной деятельности, позволяющих ученикам ставить перед собой учебные задачи и находить средства и способы их решения.

Учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, — не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания. Обучение в школе по системе развивающего обучения доступно каждому ребенку с сохранным интеллектом и психологически готового к учебному труду.

Школа развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления — теоретический, включающий в себя анализ, планирование и рефлексию, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; поскольку теоретическое мышление формируется у школьников в процессе учебной деятельности, предметные области строятся в соответствии с ее содержанием и структурой.
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной работе, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; каждый ученик имеет возможность выдвигать свои версия решения, аргументировать их, иметь свою точку зрения, вступать в учебный диалог с другими детьми.
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Учебно-методический комплекс «Перспектива»

«Перспектива» — это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития.

Программа «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.

Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой подход позволяет организовать процесс обучения, с одной стороны, под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны, — как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является концепция деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой.

Методической основой системы учебников «Перспектива» является специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» заключается в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению.

Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС — это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

Ведущая целевая установка программы — обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС НОО.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»:

  • воспитание гражданина России;
  • приоритет ценностных ориентиров;
  • экоадекватный характер образования;
  • обучение в деятельности;
  • работа на результат;
  • синтез традиций и инноваций;
  • глобальная ориентация образования;
  • вариативности.

Программа «Школа России» для начальной школы — один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Учебники, входящие в состав УМК, представляют собой целостную систему и с точки зрения единства художественно-полиграфического оформления. Все учебники, составляющие завершенные предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО.

Существенной особенностью системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России», включающая концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС, и мощную методическую оболочку. Кроме того, программа «Школа России» имеет многоцелевую интернет-поддержку.

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика представляет собой подход к воспитанию и обучению, идущий от ребенка и опирающийся на определенную антропологию, т.е. на понимание человека и законов его развития на протяжении жизни.

Характерной особенностью вальдорфской школы является то, что большое значение придается области воспитательного воздействия обучения, развитию эстетических и социальных способностей, влиянию обучения на психосоматическое здоровье учеников.

Приоритетные направления и цели образовательной программы вальдорфских классов:

  • реализация принципов гуманистической педагогики, внимательного и индивидуального отношения к ребенку,
  • развитие благоприятной и мотивирующей на учебу психолого-педагогической школьной атмосферы;
  • реализация идей разностороннего гармоничного образования школьников, со значительным удельным весом дисциплин эстетического и художественно-прикладного циклов;
  • углубленное изучение иностранных языков, начиная с 1-го класса;
  • реализация и дальнейшее развитие нетрадиционных форм и методов организации учебного процесса, в том числе текущей оценки (учебного контроля);
  • создание условий для реализации и развития творческого потенциала педагогов; обеспечение необходимой творческой свободы учительской деятельности, при одновременном усилении личной ответственности за результаты образовательного процесса,
  • создание форм интенсивного внутришкольного сотрудничества педагогов;
  • тесное взаимодействие учителей и родителей.

Преподавание базовых учебных предметов ведется «по учебным эпохам» (циклам «погружения»), длительностью 3—4 недели. Ряд общеобразовательных предметов — история, биология, химия, география, физика, а также (частично) математика, русский язык и литература — изучаются концентрированно в виде определенных циклов. Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание, усиливает концентрацию учащихся и повышает учебную мотивацию. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, за русским языком — окружающий мир, потом опять математика и т.д. Как показывает практика, такая периодичность изучения предметов не ведет к забыванию, а, наоборот, способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, что сопровождается более прочными знаниями. Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения (правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия, технология) преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.

Проведение эпохальных занятий в форме «главного урока» проводится в определенной последовательности за счет смены деятельности: переход от ритмической части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее к спокойной созерцательной позиции во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов.

Педагогика Марии Монтессори в начальной школе

В классах-комплектах Марии Монтессори программы основного образования построены с использованием как традиционных форм и методов работы с младшими школьниками (групповые уроки, фронтальная работа) так и событийных, которые предполагают отработку материала не только в рамках стандарта начальной школы, но и за его пределами. Такая интеграция возможна благодаря использованию метода Марии Монтессори, который предполагает дополнительными образовательные ресурсы подготовленной среды (автодидактичные материалы для самостоятельной работы, возможность выбора деятельности, разновозрастной коллектив учащихся, педагогический метод наблюдения для работы в зоне актуального и ближайшего развития и др.)

Учителя и тьюторы классов-комплектов Марии Монтессори основывают педагогическую деятельность на принципах Монтессори-педагогики, а именно:

1. Создание обучающей предметно-развивающей среды.

2. Разновозрастное взаимодействие детей (1—4класс).

3. Предоставление детям свободы во время занятий:

  • свобода выбора материала;
  • свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом;
  • свобода выбора места работы;
  • свобода выбора партнёров для совместной деятельности;
  • свобода общения с учителем или другими детьми.

4. Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребёнка.

5. Наблюдение и отслеживание зон ближайшего и актуального развития детей, оказание необходимой помощи в их самостоятельном обучении.

Особенностями образовательного процесса Монтессори-классов являются:

  • разработка образовательных программ, обеспечивающих преемственность между ступенями образования: дошкольной и школьной, начальной и подростковой школой;
  • интеграция классики метода Марии Монтессори и современных образовательных технологий;
  • формирование инновационного сообщества педагогов и родителей для разработки и реализации совместных проектов в открытом образовательном пространстве.

Основные событийные формы работы с учащимися в педагогике Монтессори:

  • индивидуальные занятия и уроки помогают ускорить развитие ученика в личностном и академическом плане и дают возможность учителю определить «зону ближайшего развития» ребенка. Во время проведения индивидуального урока возрастает интерес и вовлеченность ребенка в процесс обучения, появляется внутренняя мотивация;
  • групповые занятия и дидактические уроки приводят в систему знания по тому или иному предмету4 на этих занятиях уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал. Такие уроки ценны тем, что у участников имеется возможность «примерить» на себя разные социальные роли, внутри урока построить адекватно свое поведение, выстроить процесс коммуникации.
  • групповые занятия и рефлексивные уроки помогают осмыслить действительность, проанализировать и описать актуальное событие, передать свои ощущения, впечатления; через эти способы осмыслить свою проблему;
  • творческие мастерские как способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий участникам образовательного процесса (педагогам, родителям, детям) проявлять творческую инициативу, способ, обеспечивающий их проектную деятельность;
  • «научные экспедиции» — способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий получать навыки работы с разными источниками информации, проектной и исследовательской деятельности;
  • лаборатория «Физика и химия для младших школьников» обеспечивает целенаправленную работу детей по экспериментированию, которая направлена на выявление условий происхождения знания и на определение приёмов их употребления.